Порядок проведения СОУТ

Понятие СОУТ

Как следует из статьи 3 Закона № 426‑ФЗ, СОУТ — это единый комп­лекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В отношении каких рабочих мест нужно проводить СОУТ

Раньше аттестации рабочих мест подлежали практически все рабочие места, за рядом противоречивых исключений. При этом существовали места, которые действительно нужно было исследовать инструментально, но имелись и такие, в отношении которых все эти измерения не были необходимы.

В ситуации с СОУТ законодатель предлагает дифференцированный подход. По общему правилу, проводить СОУТ нужно в отношении всех рабочих мест, даже тех, которые ранее можно было не аттестовать. Однако если потенциально вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не выявлены, условия труда признаются допустимыми без проведения дальнейших исследований и измерений. Иными словами, для «безопасных» мест вводится своего рода облегченная процедура СОУТ.

В отношении таких мест работодателем подается в территориальную инспекцию Роструда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (действительна в течение пяти лет со дня утверждения результатов СОУТ). По истечении срока действия декларации, если за этот период с работниками, занятыми на указанных в декларации местах, не происходили несчастные случаи, у них не было профессиональных заболеваний, срок действия дек­ларации считается продленным на следующие пять лет. Устанавливается, что СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения СОУТ

СОУТ может быть плановой и внеплановой. Плановая СОУТ осуществляется не реже одного раза в пять лет. Данный срок исчисляется со дня утверждения результатов (отчета) СОУТ. Внеплановая СОУТ проводится на рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления одного из следующих случаев:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ;
  • изменение технологического процесса, замена производст­венного оборудования, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на работ­ников;
  • изменение в применении средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и (или) опасных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание;
  • иные случаи.

Кем проводится СОУТ

СОУТ проводится совместно работодателем и привлекаемой им на основании гражданско-правового договора специализированной организацией, включенной в специальный реестр. В свою очередь организация, проводящая СОУТ, при ее проведении может заключить договор добровольного страхования ответственности для обеспечения исполнения своих обязательств, связанных с риском наступления ответственности вследствие причинения ущерба работодателям или работникам.

Общий порядок проведения СОУТ

Порядок проведения СОУТ можно разделить на несколько этапов:

  1. создание работодателем комиссии по проведению оценки СОУТ (число членов комиссии должно быть нечетным; в комиссию включаются представители работодателя, представители профсоюза или иного представительного органа работников — при наличии);
  2. утверждение графика проведения СОУТ;
  3. утверждение перечня оцениваемых рабочих мест (если выявлены аналогичные рабочие места, допускается обследование не более 20% от них);
  4. идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов (осуществляется экспертом специализированной организации; результаты утверждаются комиссией);
  5. если факторы не выявлены — декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  6. если факторы выявлены — исследования (испытания) и измерения факторов: оценке подлежат как факторы производственной среды (физические, химические, биологические), так и факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда);
  7. классификация условий труда по степени вредности и опасности;
  8. оформление отчета о результатах специальной оценки условий труда (работники должны быть под расписку ознакомлены с результатами оценки);
  9. передача специализированной организацией результатов СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ.

Как видим, процедуры специальной оценки и аттестации во многом схожи. Разделение процедуры СОУТ на идентификацию вредных факторов и их последующее исследование является основным процедурным отличием СОУТ от аттестации.

Классификация условий труда

По результатам СОУТ устанавливается класс (подкласс) условий труда на соответствующем рабочем месте, которые по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса:
1) оптимальные,
2) допустимые,
3) вредные (в свою очередь делятся на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4),
4) опасные.

Компенсации за опасные и (или) вредные условия труда

В части компенсаций за опасные и (или) вредные условия труда законодатель Законом № 421-ФЗ внес поправки в Трудовой кодекс, которые во многом воспроизводят положения действующего в настоящее время постановления Правительства РФ (10) с некоторыми дополнениями.

Для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, сокращенная продолжительность рабочего времени составляет не более 36 часов в неделю. При этом вводится новое правило: на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного в виде соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю, с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, установленных отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Установлено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам СОУТ отнесены к вредным условиям 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, составляет 7 календарных дней. Продолжительность дополнительного отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ.

Важной новеллой Закона № 421‑ФЗ является возможность заменить часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую минимальную продолжительность данного отпуска, отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, как и ранее, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Установлено, что при реализации компенсационных мер их порядок и условия осуществления не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с фактически реализуемыми в отношении работников мерами по состоянию на день вступления в силу Закона № 421-ФЗ.

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР

С 1 января 2013 года работодатели, сотрудники которых заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, платят дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 2 или 4 процента (в зависимости от вида работ). В 2014 году значения данных показателей увеличились до 4 и 6 процентов соответственно. С 2015 года размер дополнительных тарифов возрастет до 6 и 9 процентов. В рамках реформы предлагается дифференцировать размер дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от класса условий труда. Данные о размере дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР приведены в таблице.

Ужесточение ответственности

В рамках Закона № 421‑ФЗ существенно ужесточена ответственность за нарушения в сфере охраны труда. В частности, в Уголовный кодекс внесены изменения, в соответствии с которыми штраф за нарушение требований охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по их выполнению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, увеличивается с 200 000 до 400 000 рублей. Кроме того, вводится ответственность за нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

С 1 января 2015 года Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен рядом статей, предусматривающих ответственность за нарушения в сфере охраны труда, за которые для юридических лиц устанавливаются административные штрафы в размере до 200 000 руб­лей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.